Казахстанцы
Вход здесь

Кто на сайте
Народу сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Казахстанцев: 0



Меню сайта


E-книги
В этом уголке, будут размещаться ссылки - на интересные электронные книги! Качайте! Читайте! Комментируйте на форуме!

ВебМастеру

Ответь на вопрос!
Откуда вы узнали, о нашем сайте?
Всего ответов: 15

Наши друзья

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 02 Мая 2024, 02:23

Главная » 2009 » Октябрь » 30 » Качество жизни в Казахстане
05:15
Качество жизни в Казахстане

Понятие «качество жизни» многогранно, это целый комплекс реальных условий, которые обеспечиваются государством для развития его граждан. При этом надо иметь в виду, что качество жизни определяется не только возможностями для удовлетворения первичных потребностей человека – в питании, одежде, жилье, в безопасности жизни и имущества. В столь же значительной степени оно характеризуется и широкими возможностями для влияния граждан на принятие судьбоносных государственных решений, для духовного и творческого развития, приобщения к шедеврам мировой культуры, полноценного отдыха.


На мой взгляд, современные страны по качеству жизни можно условно разделять на три группы. В первую можно включить бедные страны, которые сосредоточены на том, чтобы удовлетворить хотя бы первичные потребности своих граждан – одеть, накормить, обеспечить жильем и создать более или менее безопасные условия для жизни населения. Во вторую группу (группу развивающихся стран) можно условно включить те, где уже достигнуты задачи первой группы и теперь делаются попытки удовлетворить потребности в насыщении рынка различными материальными благами. Наконец, в третью группу входят развитые страны, в которых реализуются демократические права граждан и обеспечиваются наилучшие условия для духовного развития. По данной классификации Казахстан можно смело причислить к странам второй группы.
Доходы населения. Следует отметить, что за 2001-2005 гг. среднемесячные доходы населения Казахстана в среднем возросли более чем в 2 раза (с 118 до 256 долларов США). Несмотря на то, что это усреднённое значение дохода по стране, можно утверждать, что разрыв между доходами 20 процентов самых богатых и 20 процентов самых бедных в Казахстане из года в год снижается. Индекс Джини, который отражает этот разрыв, за 2001-2005 гг. уменьшился с 0,322 до 0,290. Согласно методике расчёта этого показателя, значение «0» будет означать совершенное равенство доходов у всех групп населения.
Доля населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума, сократилась за 2001-2005 гг. с 28,4 процента до 9,8. Тем не менее следует согласиться с тем, что почти 10 процентов населения, живущего в нищете, – это потенциальный источник нестабильности в обществе.
Конечно же, имеет место региональная дифференциация доходов населения, о чем можно судить, к примеру, исходя из количества приобретаемых населением автомобилей. В то время как в среднем по республике на каждые 1000 жителей приходится более 102 автомобиля, на Алматы приходится почти 200 машин, на Астану и Мангистаускую область – 150, а на Кызылординскую – 53.
Увеличилось количество выездов казахстанцев за рубеж. В 2002 г. этот показатель составил 2,3 млн. выездов с разными целями, в 2003 г. – 2,4 млн., 2004 г. – почти 4 млн. выездов, в 2005 – около 3 млн.
Нарастающими темпами увеличиваются денежные накопления населения на депозитах в банках. На начало декабря 2006 года этот показатель составил 927,933 млрд. тенге.
В то время когда реальная заработная плата работающих граждан растёт с каждым годом, реальный размер назначенных пенсий в 2004-2005 гг. снизился на 1,4 и 2,5 процента, которые были съедены возросшими ценами и тарифами на потребительские товары и услуги.
Безработица. По итогам 2006 года можно констатировать, что безработица в стране сократилась ещё на 0,3 процента и составила 7,8 процента.
Фиксируется высокий уровень безработицы среди молодёжи. В составе безработных 24 процента находятся в возрасте от 15 до 24 лет. При этом в городе трудоустроиться шансов больше, чем на селе. По итогам 2005 года в городе 20,3 процента молодёжи в возрасте 15-24 лет не смогли найти работу, в селе – 30,9 процента. Основными причинами остаются недостаточный уровень образования, профессиональной подготовки и отсутствие производственного опыта. В немалой степени это связано с тем, что за годы перехода на рыночные отношения была разрушена система профессионально-технической подготовки по рабочим специальностям.
Жилье. Средняя обеспеченность населения жильём в Казахстане составляет 17,5 квадратных метра на человека. В 2001 году она равнялась 16,3 квадратных метра. Но условия жизни в селе и в городе существенно различаются.
В настоящее время в селе проживает 42,9 процента населения, в городе – 57,1, при этом естественный прирост сельского населения растёт более быстрыми темпами, чем городского (соответственно, 9,02 и 7,31 человека на 1000 человек).
В селе только 17,1 процента жилья снабжается водопроводной водой, в городах – 77,2. Но качество питьевой воды улучшается. Если в 2000 году 9 процентов проб водопроводной воды не соответствовали санитарно-химическим нормам и 4,1 – микробиологическим, то в 2004 году – 4,3 и 3 процента, соответственно. Но и здесь наблюдается дифференциация по регионам: самую плохую воду пьют жители в Кызылординской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Актюбинской и Акмолинской областей.
Централизованной системой отопления обогревается лишь 2 процента жилого фонда на селе и 61,7 – в городе.
Значительно лучше обстоит дело с газоснабжением. Но при этом в городах только 68,3 процента жилого фонда подключены к канализации и 60,6 процента имеют ванны. Канализация есть и в селе: 5,9 процента жилого фонда. Ванны установлены в 2,5 процента сельского жилого фонда.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. В 1987 г. она составляла 70,5 года. В настоящее время ОПЖ новорожденных казахстанцев составляет 66,91 года. Этот показатель в настоящее время имеет стабильную тенденцию к росту за счёт увеличения ОПЖ новорожденных девочек. ОПЖ мальчиков из года в год нестабильна, но в целом незначительно снижается (с 60,5 года снизилась до 60,3).
Численное гендерное неравенство, которое имеет место в республике, влияет отчасти на то, что 26,6 процента детей в городе и 21,3 в селе рождаются от женщин, которые не состоят в браке. Этот огромный показатель говорит о том, что большое количество новорожденных казахстанцев обречены на низкий уровень жизни. Если государство хочет обеспечить в перспективе достойный уровень жизни в Казахстане, потребуется перманентно увеличивать объёмы государственных расходов на социальные нужды, не считая сферу образования и здравоохранения. Государственные расходы на социальную помощь и социальное обеспечение в 2006 году составили 20,21, на образование – 15,1, на здравоохранение – 10,2 процента.
Согласно Отчёту о человеческом развитии ПРООН за 2005 год в республике наблюдается высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. Сверхсмертность мужчин приводит к тому, что из числа 30-летних мужчин не доживает до 50 лет почти каждый пятый (19,1 процента). В результате растёт число вдов и детей, оставшихся без кормильца. Это приводит к снижению доходов в семье, сокращению возможностей в области получения образования, что увеличит в перспективе риск детей умершего оказаться безработными.
Здоровье населения. Официальная статистика свидетельствует о том, что заболеваемость населения туберкулёзом, другими болезнями органов дыхания, злокачественными новообразованиями, анемией (особенно среди детей), заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, эндокринной систем и паразитарными заболеваниями в Казахстане неуклонно растёт.
19,7 процента занятого населения работают в условиях, несоответствующих санитарно-гигиеническим нормам.
Укрепление здоровья населения зависит не только от профессионализма работников здравоохранения и технического оснащения медучреждений, но и от обеспеченности населения безопасной питьевой водой, чистой природной средой, безопасными для здоровья продуктами питания, развитой индустрией питания, отдыха, и не в последнюю очередь – от повышения грамотности и культуры населения.
Примечательно то, что в некоторых регионах с высоким валовым региональным продуктом зарегистрирован низкий уровень жизни местного населения. Можно утверждать, что между качеством жизни в Казахстане и ростом показателя ВВП на душу населения тесной корреляции не существует. Очевидно, что наращивание добычи нефти, газа, цветных и чёрных металлов и вывоз их за рубеж, по сути, являются законной формой расхищения народных богатств, которые ведут к быстрому исчерпанию самых богатых месторождений полезных ископаемых, ухудшению качества окружающей природной среды и эксплуатации живого человеческого труда, к примеру, на предприятиях горнометаллургического комплекса.
Для планомерного повышения качества жизни в республике необходимо разработать систему целевых количественных и качественных индикаторов, которые отражали бы достижение целей экологического качества и обеспеченность населения необходимым комплексом услуг: образовательных, медицинских, коммунальных (электро-, тепло-, водо-, газоснабжение и пр.), коммуникационных (связь, транспортное сообщение, Интернет), культурно-развлекательных (библиотеки, театры, выставочные комплексы, музеи, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы детского творчества, клубы по интересам, концертные залы, стадионы и пр.). Эти индикаторы должны стать критериями эффективности государственного управления на уровне регионов.
Обеспечение демократических свобод граждан. Не менее важной стороной, характеризующей качество жизни в стране, является не только наличие возможности для улучшения материальной стороны личной жизни граждан, но и характер отношений в обществе, которые регулируются законами страны.
Кроме материальных благ граждан заботит политическое устройство страны, какие важные экономические и политические решения принимает президент страны, правительство, местные власти, как назначаются кандидатуры на ключевые посты в государстве. И поэтому граждане хотели бы иметь действенные, работающие правовые механизмы, позволяющие народу влиять на принятие судьбоносных государственных решений. Например, предстоящее присоединение Казахстана к Всемирной торговой организации, строительство АЭС или других крупных экологически небезопасных и дорогостоящих объектов.
Очень важно, чтобы гражданское общество имело возможность влиять на качество разрабатываемых и реализуемых государственных, отраслевых и региональных программ развития, на содержание предваряющих их национальных стратегий и концепций. Такой возможности в Казахстане на сегодняшний день нет даже у отечественных учёных, в то время как эта возможность предоставляется иностранным экспертам и учёным. Вместе с тем за рубеж «утекает» стратегическая информация, касающаяся разных аспектов экономической безопасности страны.
Эффективность государственного управления в демократическом государстве находится в прямой зависимости от политэкономической грамотности и активности граждан страны.
В настоящее время наиболее серьёзным препятствием на пути дальнейшего повышения качества жизни в Казахстане, на мой взгляд, является (наряду с экономическим фактором) обеспечение реализации демократических прав граждан.

В целях повышения качества жизни на современном этапе необходимо решение следующих задач:
- повышение ожидаемой продолжительности жизни. При этом необходимо не только стимулировать рождаемость в стране, но также сохранять жизнь уже родившихся людей, и в особенности следует обратить внимание на чрезвычайно высокое гендерное различие в продолжительности жизни;
- решение проблем в области здравоохранения по сокращению детской, материнской смертности, приостановлению распространения ВИЧ и других основных болезней и сокращению заболеваемости ими;
- обеспечение прозрачности доходов добывающих компаний и национализации природной ренты;
- создание профессионального правительства, децентрализация власти и борьба с коррупцией;
- восстановление высокого уровня качества образования, который был достигнут в советское время, а также обеспечение его дальнейшего развития исходя из потребностей экономики и человеческого развития;
- содействие развитию фундаментальной и прикладной науки.


Гульмира ИСМАГУЛОВА, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономики МОН РК

Просмотров: 2428 | Добавил: leninsky
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
"Казахстанцы" © 2024